Упражнения для развития тактики в футболе. Упражнения для совершенствования физической и технико-тактической подготовленности футболистов. Стандартные положения - свободные удары. Возможность забить мяч со свободного удара зависит от расстояния до ворот и

ФУТБОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАПАДАЮЩИХ 1-5

Упражнение 1


Участники: 2 полузащитника или нападающих. Инвентарь: 1 мяч, 4 переносных флага. Описание упражнения. Справа или слева возле ворот флагами размечают двое дополнительных ворот длиною
2 м. Расстояние между воротами - 15 м. Тренер с мячами занимает место на линии ворот, справа и слева от него сидит по одному игроку. Тренер посылает мяч ниом в поле с таким расчетом, чтобы игроки могли встать и догнать мяч на границе штрафной площади. Игрок, захвативший мяч, бьет по любым воротам. За удачный удар игрок получает один балл. Победителем считается тот, кто первым наберет заранее установленное количество баллов.
Основные задачи: 1) улучшение стартовой скорости; 2) единоборство с соперником; 3) точный удар по воротам.
Организационные и методические указания. Так как в большинстве случаев право на удар по воротам завоевывает тот, кто обведет одного из партнеров, игроки одновременно тренируются в дриблинге. Быстрое выполнение упражнения способствует совершенствованию скоростной выносливости.

Упражнение 2


Участники: 1 нападающий, 1 вратарь. Инвентарь: 4-10 мячей.
Описание упражнения. На обоих углах штрафной площади лежат 2-5 мячей. Нападающий ведет мяч вдоль линии штрафной площади до ее середины и сильно бьет по воротам правой ногой, если он идет слева, и левой, если он идет справа. После удара по воротам игрок бежит дальше вдоль линии, забирает мяч с противоположного угла штрафной площади, ведет его вдоль линии штрафной и бьет по воротам другой ногой.
Основные задачи: 1) ведение мяча (мяч должен все время быть под контролем, отпускать его слишком далеко от ноги нельзя); 2) удар по воротам внутренней стороной подъема с полуоборота; 3) улучшение скоростной выносливости.
Организационные и методические указания. Когда в распоряжении упражняющихся много мячей, тренер должен рассчитать, сколько мячей без перерыва должен пробить каждый нападающий. Для тренировки скоростной выносливости необходимо пробить по воротам после быстрого ведения минимум шесть мячей. После каждой серии ударов делается перерыв, который используется для сбора мячей и возвращения их на исходную позицию.
Одновременно могут упражняться и два нападающих.

Упражнение 3


Участники: 1 крайний нападающий, 1-3 центральных нападающих, 1 вратарь.
Инвентарь: 3 мяча.
Описание упражнения. Правый крайний нападающий стоит с несколькими мячами в углу штрафной площади вблизи линии ворот. Он навешивает неподвижно лежащий мяч в центр одному из центральных нападающих. Передача с края должна быть выполнена так, чтобы мяч попал в пространство между одиннадцатиметровой отметкой и линией штрафной площади и нападающий мог с лёта пробить по воротам.
Основные задачи: 1) точная полувысокая передача с края в различные точки штрафной площади; 2) удар по воротам с лёта.
Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размерам, упругости. Вначале крайний нападающий (на рис. 270- правый) вызывает того нападающего, которому он направляет мяч. Затем нападающие сами «предлагают» себя для передачи. Выходить к мячу нужно не слишком рано, чтобы не ждать мяча. Чтобы правильно подать мяч на ход, крайние нападающие должны выдержать паузу. В этом случае исходная позиция для нападающих располагается несколько дальше от ворот

Упражнение 4


Участники: 2 крайних нападающих, 1 центральный нападающий, 1 вратарь.
Инвентарь: 4-10 мячей
Описание упражнения. Оба крайних нападающих с 2-5 мячами находятся вблизи угловых флагов. Центральный нападающий занимает исходную позицию в 25 м от ворот. Как только он «предлагает» себя для передачи, один из крайних нападающих навешивает ему мяч на ход, так, чтобы он мог с одиннадцатиметровой отметки с лёта пробить по воротам. После удара по воротам центральный нападающий бежит на исходную позицию и, не задерживаясь, снова выходит на навесную передачу. Теперь пас с краг в центр дает второй крайний нападающий.
Основные задачи: 1) точная и своевременная передача с края в центр; 2) пласированный удар по воротам с лёта; 3) воспитание собранности (центральный нападающий должен, несмотря на большую нагрузку, точно бить по воротам).
Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размеру, упругости. Чем больше мячей пасуют без перерывов центральному нападающему, тем выше требования к его собранности. Перерыв наступает после определенного числа ударов по воротам.

Упражнение 5


Участники: 1 центральный нападающий.
Инвентарь: 3-5 мячей.
Описание упражнения. Центральный нападающий (рис. 272) бежит с заранее определенной позиции к линии штрафной площади и подряд посылает в ворота несколько мячей. Несмотря на быстрое выполнение упражнения, игрок должен бить по указанным тренером углам ворот.
Основные задачи: 1) сильные удары по мячу с поворотом; 2) совершенствование силы удара; 3) воспитание собранности.
Организационные и методические указания. Если нет вратаря, ворота разделяются двумя скакалками на три части. Перед выполнением упражнения тренер указывает, как бить по воротам, низом или верхом.

Содержимое:

Итак, вы хотите играть в американский футбол за школу в следующем году, но вы не знаете, как попробовать свои силы? Если вы крупный парень, вы можете рассмотреть игру в обороне. Это очень выгодная позиция, вы сможете получить много славы от игры. Тренер всегда ищет хороших защитников, которые могут помочь в защите. Эта статья поможет вам в том, как стать именно таким.

Шаги

  1. 1 Футбольный сезон начинается в конце лета. Если вы читаете это примерно в середине зимы, то у вас есть время для тренировок. Если вы высокий, медлительный, не меткий, эта статья поможет сделать вас лучше. Если вы уже хороший спортсмен, быстрый и сильный, это здорово, но вы все равно должны обучаться.
  2. 2 Расписание занятий любого футболиста включает в себя работу с весом и кардио тренировки. Для выполнения этих шагов запишитесь в тренажерный зал. Большинство тренажерных залов имеют все, что нужно для вашего обучения и многое другое. Даже если у вас уже есть тренажеры дома, настоятельно рекомендуется присоединиться к тренажерному залу. Но если вы настаиваете на работе на дому, вы должны делать жим лежа, заниматься на беговой дорожке или велотренажере и на турнике.
  3. 3 Перед тем, как начать заниматься, вам понадобится правильное расписание. Вы не должны тренировать одни и те же мышцы каждый день. Вы должны обучать различные группы мышц каждый день. Следующие несколько шагов покажут вам хороший график, вы можете ему следовать. Если вам нужна помощь в выполнении тренировок, посмотрите в поиске Google о том, как их делать.
  4. 4 Начните с кардио тренировки. Она должна выполняться каждый день. Независимо от того, какие вы мышцы тренируете, вы должны начать, по крайней мере с 20 минутной кардио разминки. Ваша кардио разминка должна включать беговую дорожку, велотренажер или, может быть езду на реальном велосипеде. Вы должны также включить в свои кардио тренировки бег на 40-ярдов (36,6 м) с грузом или плавание.
  5. 5 В 1-й день тренировки вы должны работать грудью и плечами. Упражнения, которые можно выполнять и задействовать эти мышцы, является жим лежа, отжимания и вис на турнике. Для того чтобы стать защитником, вы должны получить большую мышечную массу. Таким образом, вместо того, чтобы сидеть, делайте 400 повторений с каждыми 45 фунтами (20,41 кг), если выберете больший вес, то можно делать меньше повторений. Вы должны сделать 3 подхода в общей сложности и около 8 повторений. Если вы устали, то снизить вес, это нормально. Сделайте 3 подхода и снижайте количество повторений каждый раз. Обязательно пейте много воды или напиток Gatorade во время тренировки (Gatorade с сахаром. Вы также можете попробовать Powerade Zero. На вкус он как Gatorade, но без сахара)
  6. 6 На 2-й день вы должны тренировать верхнюю часть спины и руки. Упражнения, которые можно сделать для этих мышц необходимо делать со штангой или гантелями, подбородок подымайте вверх, работайте бицепсами и запястьями. Сделайте то же количество подходов и повторений, как на вашей первой тренировке.
  7. 7 День 3 является наиболее важным, потому что вы будете работать с нижней частью тела. Почти каждая позиция в футболе требует сильных ног, потому что ваши ноги являются решающими для скорости и удара мяча. Тренировки, которые можно сделать для нижней части тела включают приседания, становую тягу, сгибание ног, поднимание ног и икроножных частей. Сделайте то же количество повторений в другие дни. Вы должны работать 6 дней в неделю. Старайтесь не пропускать.
  8. 8 Чтобы получить оптимальные результаты от тренировок, вы также должны питаться здоровой пищей. Если вы привыкли есть вредную еду каждый день, вы должны изменить ваши привычки в еде. Вместо приторных зерновых и кофе, загруженного сахаром на завтрак, попробуйте яичные белки с сыром и немного арахисового масла на пшеничный тост со стаканом апельсинового сока. Вместо того, чтобы перекусывать картофельными чипсами и печеньем весь день, попробуйте перекусывать фруктами и арахисовым маслом (убедитесь, что вы употребляете много арахисового масла, это отличный источник белка и он помогает строить больше мышц). На ужин, убедитесь, что вы едите достаточно мяса и овощей. Пейте больше воды. Старайтесь свести поедание сладостей к минимуму.
  9. 9 Если вы будете следовать этим рекомендациям, то должны быть в хорошей форме к тому времени, когда начнутся игры. Играя в защите, ваша цель состоит в том, чтобы устраивать различные препятствия и останавливать наступление в игре, перед тем как игра пойдет дальше. Мяч должен находиться в центре. Игра может проходить за пределами бекфилд и вы должны остановить мяч, пытаясь выбить его наружу. Если тейлбек или другой игрок делает подсечку, или что-то запрещенное, вы должны остановить их.
  10. 10 Как только вы доберетесь до линии, вы должны стать в позицию 2 игрока сзади (если вы не знаете, где именно это сделать, просто наблюдайте за принимающим игроком). Вы должны знать, в какую сторону сдвинуться. Просто убедитесь, что вы стоите немного за пределами последнего игрока на наступательной линии.
  11. 11 Когда мяч разыгрывается, вы должны бежать к линии. Не бегите прямо на квортербека, иначе вы оставите свою зону защиты открытой. Попробуйте добраться снаружи. Игроки, очевидно, будут пытаться остановить вас. Если игрок пытается втолкнуть вас внутрь, не позволяйте ему. Передвигайтесь снаружи. Другой игрок может попытаться опередить вас. Избегайте блокировок, и вы получите мяч.
  12. 12 Доберитесь до игрока с мячом. Ухватите его за нижнюю часть тела, задействуйте всю вашу силу на это. Схватите его за талию, сохраняя самообладание, и повалите на землю. Не позволяйте ему перебраться через вас, это может подразумевать разницу между 4-м и 2 м приземлением. Если вы доберетесь до квортербека, он бросит мяч, окажите давление на него.

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард. 1983; Г. М. Гаджиев, 1984; Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.),

Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов тактике футбола. В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования спортивного мастерства юных футболистов должно выступать обучение групповым тактическим действиям.

В каждом игровом действии футболиста условно выделяются две взаимосвязанные стороны: внешняя – способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой (техника) и внутренняя – психические процессы, связанные с выбором способа разрешения игровой ситуации (тактика).

Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.

В соревновательной деятельности в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.

Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:

1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);

2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;

3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты.

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.

Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.

Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Групповым тактическим действием без мяча в нападении является групповой маневр, включающий согласованные перемещения группы игроков

Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости, и скрытными (неожиданными) для соперников.

При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.

Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.

Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча. Существенная роль в этих комбинациях принадлежит передаче мяча на ход, которая характеризуется соблюдением трех условий: футболист, которому направлен мяч, находится в движении; в момент приема мяча перед ним имеется свободное пространство; после приема мяча движение выполняется в направлении ворот.

Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков.

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:

1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:

А) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;

Б) защитник располагается ближе к центру поля.

2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:

А) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2;

Б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции:; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих численное преимущество в зоне мяча.

1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;

2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;

5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;

6 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;

7 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.

Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типичных игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.

Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.

Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.

Нами для развития тактических способностей юных футболистов разработан комплекс игровых упражнений, распределенных на 4 группы с учетом тактической сложности решаемых в процессе их выполнения игровых задач:

1) упражнения для овладения передачей мяча как групповым тактическим действием через совершенствование и согласование входящих в его содержание индивидуальных технико-тактических действий – удара по мячу и открывания;

2) упражнения для совершенствования передачи мяча в рамках выделенных нами типовых тактических комбинаций;

3) игровые упражнения «2 на 1» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций;

4) игровые упражнения «2 на 2» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций.

Для развития тактических способностей в рамках этих игровых упражнений нами на основе современных систем визуализации различных светодинамических образов с использованием вычислительной техники создан интерактивный тренажерный комплекс.

На сервере формируют компьютерные модели игрового поля, виртуальных игроков на поле, виртуального мяча и передает их видеоизображение в компьютер тренера. Тренер путем ввода команд управления задает первоначальное положение виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки заданного состава команд устанавливают соединение своего компьютера с сервером и осуществляют на сервере авторизацию. При положительном результате авторизации всех игроков нападающей и защищающейся команд сервер передает в компьютеры игроков видеоизображение первоначального положения виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле и разрешает перемещение виртуальных игроков по игровому полю и их действия с виртуальным мячом.

В ходе игры игроки перемещают свои виртуальные образы по игровому полю путем ввода команд управления перемещениями и воздействуют на виртуальный мяч. Все перемещения виртуальных игроков и их действия с виртуальным мячом с компьютеров игроков передают на сервер, который обрабатывает поступающую видеоинформацию, и посылает игрокам и тренеру обновленное видеоизображение о положении виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный мяч в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды.

Игрок команды, владеющий виртуальным мячом, перемещает свой виртуальный образ с виртуальным мячом в свободную зону или посылает виртуальный мяч игроку своей команды.

Игроки защищающейся команды перемещают свои виртуальные образы по игровому полю, стремясь овладеть виртуальным мячом или препятствовать попаданию виртуального мяча в зону поражения или в защищаемые ворота.

Данный комплекс позволяет оптическим способом моделировать различные варианты игровых ситуаций «2 на 2» и создавать многовариантные тактические задания. Компьютерная программа данного комплекса может задавать 7 возможных вариантов действий пары защищающихся футболистов. Пара атакующих игроков тренируется в распознавании моделируемых игровых ситуаций и принятии адекватных их содержанию групповых тактических решений.

В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации, выделению в ее содержании общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.

Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций с применением интерактивного тренажерного комплекса осуществляется с применением:
методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.

Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию групповых тактических действий и комбинаций не является для футболистов сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.

Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения атакующих игроков и защитников, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников со стороны тренера с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи.

С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации (скорость перемещения игроков и мяча), так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.

Применение интерактивного тренажерного комплекса способствует:
вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и способов решения обусловленных их содержанием групповых тактических задач.

5 главных упражнений для футболиста. Советы испанского тренера

Как научиться лучше играть в футбол за полтора часа. Рассказываем об особенностях испанской системы тренировок.

Это завершающая страница в серии материалов с советами испанского тренера по развитию молодых футболистов. Тренер УЕФА Pro Жорди Гратакос, который сейчас руководит московской школой «Барселоны», рассказал «Чемпионату» о типичных для испанской футбольной системы методах работы с детьми и подростками. Первые две части интервью касались советов и предостережений в области психологии, теперь перейдём к практике.


Как развить талант футболиста. 10 советов испанского тренера

Профессиональный футбольный тренер рассказывает, как помочь молодому игроку прогрессировать.


10 ошибок в работе с молодыми футболистами. Советы испанского тренера

Испанский тренер рассказывает, что нельзя говорить начинающим футболистам, чтобы не испортить им карьеру.

Мы уже знаем, что длительность тренировки не должна превышать полутора часов и в день должна быть всего одна тренировка. Также мы знаем, что все упражнения, включая разогрев, должны совершаться с мячом. Привычка к мячу должна вырабатываться с детства, а задача футбольного тренера – воспитать футболиста, а не атлета. Что делать после разминки? Есть пять базовых упражнений, которые нужно выполнять в определённом порядке. Длительность каждого – примерно 18 минут.

1. Квадрат

Ключевое упражнение, которое известно всем. На ограниченном пространстве несколько игроков контролируют мяч, один или двое его отбирают. Стандартные варианты: четверо против одного или двоих, пятеро против двоих. Тот, кто отобрал мяч, меняется с тем, у кого отобрал. Это важное упражнение для тех, кто владеет мячом. Игра в квадрат развивает сразу несколько навыков. Среди них: игра в пас, скорость мышления, техника, периферийное зрение, концентрация. Это не моделирование реальности, футбольного матча, упражнение служит для развития комплекса навыков. Начинать играть в квадрат можно с шести лет.

2. Владение мячом

Это упражнение требует большего пространства. Игроки делятся на команды. Базовый вариант: прямоугольный участок, примерно 20х30 метров. Играют три команды по шесть человек. Они разбиваются по полю вперемешку. Назовём наши команды «А», «Б» и «В». Суть упражнения в следующем: две команды, например «А» и «В», владеют мячом, «Б» его отбирает. Итого, у нас 12 игроков, которые владеют мячом, шестеро его отбирают. Когда «Б» отберёт мяч у «А», команды меняются, теперь «А» отбирает у «Б» и «В». Должна сохраняться постоянная пропорция 12 на 6, чтобы было численное большинство и возможность для многих вариантов игры в пас.

Разница по сравнению с предыдущим упражнением – появляется командная работа. Раньше каждый играл за себя, теперь нужно работать в команде. Это развивает командное мышление. Упражнение, как и предыдущее, состоит из трёх заходов по 5-6 минут каждый. Между заходами – минутная пауза. Начинать можно с шести лет.

3. Позиционная игра

По-испански это упражнение называется «игра во владение». Оно похоже на предыдущее, но игроки действуют по своим позициям. Их может быть шесть или, оптимально, семь. Центральные защитники, латерали, шестой и восьмой номера (центральные полузащитники) и «десятка». У них отбирают мяч пять игроков. После отбора команды не меняются игроками, ведь цель упражнения – наработать связи между футболистами, которые владеют мячом.


В этом упражнении важно, чтобы мяч постоянно менял направление, а игроки открывались под пас. Как хорошо восьмой номер взаимодействует с пятым, шестым, вторым и десятым? Отбирающие мяч постоянно перекрывают линии паса, нужно двигаться и открываться, предлагать себя для паса. Должно быть как можно больше треугольников, потому что, играя в треугольнике, ты отдаёшь пасы вперёд или по диагонали, а не поперёк поля.

Важный навык, которые развивается при позиционной игре, – умение использовать свободное пространство, чтобы открыться и получить пас. Распространённая ошибка – идти к игроку с мячом, приближаться к мячу. Это неправильно, чем ты ближе к игроку с мячом, тем проще отрезать тебя, перекрыть линию паса. Приближаясь к нему, ты создаёшь ему проблему. Нужно отдаляться от игрока с мячом, оставаясь на линии паса, тогда ему будет проще передать тебе мяч.

Критерии, по которым определяется, качественно ли игроки выполняют упражнение, следующие: скорость передвижения мяча, частота изменения вектора движения мяча, использования пространства, интенсивность игры в пас.

Если полевых игроков в составе команды меньше 24, можно играть не семеро на пятеро, а семеро на четверо, тогда это упражнение могут выполнять сразу две группы, каждая на своей половине поля. 22 полевых игрока – минимум для взрослой команды, и заняты будут все полевые игроки одновременно. Это упражнение можно использовать для команды старше 10 лет.

4. Игра в урезанных составах

Игра с двумя командами. Двое на двое или трое на трое. У каждой команды за спиной маленькие ворота, так что это упражнение на результат в виде забитых голов. Одновременно с командами на поле действует свободный игрок. Он играет всегда за ту команду, которая владеет мячом. Если с мячом «жёлтые» – он за «жёлтых». Если мяч перехватили «красные» – он за «красных». Свободных игроков может быть и двое, если играют трое на трое.

Как и все предыдущие упражнения, это развивает комплекс навыков. Скорость мышления, периферийное зрение, скорость работы с мячом, игра в пас. Но это также помогает развивать навыки игры один в один, улучшает дриблинг и ведение мяча.

5. Футбол

Упражнение, которым нужно заканчивать тренировку. «Футбол» - это игра семь на семь или восемь на восемь со свободными игроками. Свободные игроки необходимы в этом упражнении, это добавляет игре интенсивности, а мяч должен двигаться очень быстро. Можно увеличить количество, чтобы задействовать всю команду, пусть будет девять на девять и трое свободных. «Матч» длится два тайма по девять минут.

При выполнении этого упражнения важно помнить: это не футбол. В футбольном матче важен результат. В упражнении важны навыки, которые выбирает сам тренер, поэтому правила должны отличаться от футбольных. Например, вводятся свободные игроки, которые добавляют скорости.

Другой пример. Играешь составами 11 на 11, и, чтобы перевести мяч в атаку, сначала защитники должны дать друг другу не меньше 10 пасов. Если мы хотим владеть мячом, хотим, чтобы это было нашим стилем, мы должны уметь это делать. Пасы в защите не представляют угрозы сопернику? Да, но мы должны показать свой стиль – мы не будем давать необдуманные пасы и терять мяч, мы его сохраним. Нам нравится владеть мячом, пусть попробуют его отнять.

Или ещё один пример. Свободные игроки выходят на поле с бровки. И, играя в пас, они должны пересечь всё поле, с фланга на фланг. Только после этого можно играть в атаку. Это тоже развивает контроль мяча, мышление, командную игру – вообще все качества, необходимые футболисту.

Если кто-то ошибается, упражнение нужно остановить. Не критиковать за ошибку, а объяснить, как надо. Например, показать, где нужно находиться, чтобы использовать свободное пространство и открыться для паса. Ключевой фигурой в организации игры является треугольник. Чем больше треугольников, тем проще перемещать мяч в атаку.

Необходимо следить, чтобы в каждом упражнении сохранялась максимальная интенсивность. Если упражнение выполняется медленно, от него не будет пользы. Всё должно выполняться быстро. Только так можно научить игроков постоянной концентрации и «включённости» в происходящее на поле.

В конце интервью речь зашла о принципах игры в обороне. В частности, о том, что перечисленные упражнения помогают развить только один оборонительный навык: отбор мяча сразу после потери. Возникает естественный вопрос: как насчёт позиционной игры в защите? Никак. Жорди объяснил, что эти упражнения помогают развить навыки чтения игры и борьбы за мяч. Всё остальное – вторично. «Игрок, который потерял мяч, ближе всего к сопернику. В этот момент он главный защитник, какое бы место на поле ни занимал. Его задача вернуть мяч, а остальные ему помогают. Если ты атакуешь, то, потеряв мяч, отнимаешь его и снова продолжаешь атаковать». Это концепция, которая принесла испанскому футболу множество трофеев в последние 10 лет и которой до сих пор придерживается большинство испанских клубов. Хотя в последние годы некоторые тренеры нашли контраргументы против этой модели игры.


Конец великой идеи. Что значит поражение Гвардиолы от «Монако»

Тактика, которая приносила трофеи почти 10 лет, больше не работает. Готов ли меняться Гвардиола?

Как должен играть защитник

Защитник – это один из последних «оборонительных редутов» перед воротами. Главная его задача – любой ценой обеспечить неприкосновенность собственных ворот. Поэтому основные принципы игры каждого защитника – это простота и надежность (рис. 6.8). Не стоит финтить, пытаться демонстрировать эффектные приемы и т. п. – все это может привести к неприятностям у своих ворот. Особенно это касается последних защитников.

Рис. 6.8. Роберто Карлос – знаменитый защитник сборной Бразилии и мадридского «Реала»

Игра оборонительной линии команды может строиться по принципу персональной или зонной опеки либо по смешанному принципу. В первом случае защитник получает от тренера задание персонально опекать какого-то игрока команды соперника: постоянно преследовать его, не давать принимать мяч и т. п., что предусматривает почти постоянное нахождение в непосредственной близости от своего «подопечного» (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Защитник жестко встречает «подопечного»

Зонная опека подразумевает использование территориального принципа. Его сущность заключается в том, что тренер определяет зону, на территории которой должен действовать каждый защитник. Если в этой зоне находится любой игрок команды соперника, ответственный за нее защитник должен сразу брать его под свою опеку.

Что касается смешанного принципа, то в данном случае зонная опека применяется совместно с персональной. Например, защитник отвечает за какую-то зону, но если к воротам приближается конкретный игрок из команды соперника (которого тренер «назначает» на предматчевой установке), то защитник должен переключаться на этого игрока. Отмечу, что в современном футболе большинство команд проповедует именно смешанный принцип игры в обороне.

Одно из главных качеств любого защитника – его умение отобрать мяч у игрока соперничающей команды. Однако важно не только владеть техникой отбора, но и знать, когда и как лучше приступать к отбору мяча, иначе усилия могут быть потрачены впустую.

Помните: защитник должен заранее предугадывать планы владеющего мячом противника и определять момент, наиболее подходящий для того, чтобы отобрать мяч. Например, иногда для этого лучше всего устремиться навстречу сопернику, а иногда целесообразнее оттеснить его к бровке, чтобы попытаться выбить мяч, нападая на него сбоку или резко развернувшись.

Как уже отмечалось ранее, при попытке отобрать мяч нужно смотреть не на соперника, а на мяч, потому что именно он является вашей целью. Часто защитники, забывая про это правило, обращают слишком много внимания на игрока, в конечном итоге поддаваясь на его хитроумные финты и позволяя себя обыграть.

Однако данное правило справедливо лишь при единоборствах. Если же, например, борьба за мяч протекает неподалеку от собственных ворот, защитник не должен упускать противников из виду. Самые грубые ошибки в обороне часто возникают как раз из-за того, что защитник сосредоточился исключительно на мяче и упустил из виду игрока команды соперника (который, например, воспользовался моментом и забежал ему за спину или просто отошел в сторону, где он сможет спокойно получить мяч и беспрепятственно сделать решающий рывок к воротам).

Один из важнейших принципов игроков обороны – страховка партнеров по команде. Суть его заключается в том, чтобы успеть вовремя подстраховать партнера, если тот случайно ошибся либо вынужденно покинул свою зону. Поэтому при наступлении соперника защитники часто располагаются на поле по диагонали, то есть сбоку и сзади от своего игрока, ведущего единоборство.

Все игроки обороны в современном футболе делятся на две основные категории: крайний защитник и центральный защитник. Как нетрудно догадаться, первые действуют в основном по краям, а вторые – преимущественно в центральной части поля. Однако не стоит воспринимать это догматично: современный футбол – игра динамичная, поэтому следует не только исправно выполнять указания тренера, но и руководствоваться текущей ситуацией на поле.

Многие обидные голы часто возникают именно из-за того, что неопытный крайний защитник слишком буквально понимает свою задачу на матч. Например, тренер скажет ему, что он должен опекать правого нападающего противника, действующего на его фланге, – и защитник не отходит от «подопечного» ни на шаг в течение всей игры, не обращая внимания на другие события, происходящие на поле. Между тем от этого нападающего может и не исходить никакой опасности: мало ли, человек не в форме, после травмы либо тактика игры соперника предусматривает, что на него будет приходиться мало нагрузки, и т. д. В таких случаях часто имеет смысл помочь партнерам, особенно если им приходится тяжело. Но игрок об этом не думает, спокойно наблюдая за происходящим. Особо «тяжелый» случай, когда после пропущенного командой гола защитник рассуждает примерно так: мол, поскольку мяч провел не мой «подопечный», значит, это и не моя проблема. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Футбол - только ли игра? автора Симонян Никита Павлович

Из книги Жизнь как матч автора Платини Мишель Франсуа

Должен быть только один наркотик – спорт Никогда не устану повторять, что мне повезло с воспитанием, которое позволило мне всегда быть уравновешенным, находиться в полной физической и психологической гармонии с самим собой.Футбол – это приятный, стимулирующий

Из книги Записки пресс-атташе. автора Константинов Владимир Сергеевич

Режиссер должен творить на репетиции Вряд ли будет заблуждением сказать, что руководство командой со скамейки запасных в ходе матча носит весьма условный характер. Эффектное дирижирование "оркестром" у кромки поля, категоричные реплики в адрес того или иного футболиста

Из книги Записки футболиста автора Федотов Григорий Иванович

БУДЕШЬ ИГРАТЬ

Из книги Как уничтожили «Торпедо». История предательства автора Тимошкин Иван

Человек должен знать: это – можно, а это – нельзя Когда в футболе появляется новое имя, будь то игрок или тренер, у болельщиков неизбежно возникает интерес: кто он, откуда и, главное, с чем пришел в этот неповторимый мир Игры, чего от него ожидать – добра или зла,

Из книги Юрий Сёмин. Народный тренер России автора Алешин Павел Николаевич

«Заканчивай играть…» Многие ли задумываются о том, что карьера игрока может прекратиться буквально в каждом матче? Когда такое случается, рядом остаются только истинные друзья, остальные о тебе тут же забывают. Нечто подобное пришлось пережить и мне. В один миг все

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Из книги Футбол для начинающих с 3D-иллюстрациями автора Заваров Алексей

Кто должен играть шлем? Что еще знают эксперты о шлемах? Они знают, с какой руки следует шлем разыгрывать и как его доставить в эту руку. Речь идет о шлемах, которые с одинаковым успехом можно играть в одной из малых пик у Юга, а у Юга, в тоже время, четыре хороших червы против

Из книги «Рубин» – чемпион! автора Гаврилов Сергей Львович

Как должен играть вратарь Наверняка вам доводилось слышать высказывание: «Хороший вратарь – это половина команды». Это действительно так: умелый, грамотный, опытный и уверенный в себе голкипер не только является надежным стражем ворот, но и вселяет уверенность в

Из книги «Спартак». ЦСКА. «Зенит». «Анжи». Кто умрет первым? Страшные тайны российского футбола автора Яременко Николай Николаевич

Как должен играть полузащитник Как известно, защитники должны действовать ближе к своим воротам, а нападающие – ближе к воротам соперника. Поэтому в ходе матча линии защиты и нападения находятся на довольно большом расстоянии друг от друга, в связи с чем возникает

Из книги Фрагменты теории рюкзакостроения автора Геллер Владимир

Как должен играть нападающий Название амплуа говорит само за себя: главная задача этого игрока – активное участие в атакующих действиях и забивание голов в ворота команды соперника (рис. 6.12). Нападающие практически избавлены от оборонительных функций (за исключением

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Играть так играть! В футбольных баталиях – перерыв, но, как говорится, «запрягай сани летом…» Поэтому и сейчас представляют большой интерес размышления главного тренера «Рубина» Курбан Бердыева о настоящем и будущем популярной футбольной команды, наш разговор

Из книги Новак Джокович – герой тенниса и лицо Сербии автора Бауэрс Крис

0:22 ГДЕ ИГРАТЬ СБОРНОЙ? Вопрос, который вроде бы не должен вызывать миллион толкований, подвопросов и пересудов. Ан нет. Брать европейскую схему мы не можем: немецкая сборная может чуть ли не каждый матч проводить то в Мюнхене, то в Дортмунде, то в Берлине. И так далее - чуть

Из книги автора

2. Каким должен быть экспедиционный рюкзак Теперь нам предстоит сформулировать, что же мы хотим от экспедиционного туристского рюкзака.Первое. Хорошо или плохо, если часть вещей не убирается в рюкзак, а прикрепляется к нему снаружи?Сначала о преимуществах наружной